Здоровьесберегающие технологии в школе: почему это необходимо вашему ребёнку?

«Здоровый ребенок – успешный ребёнок» – такого принципа придерживаются многие современные родители. Но судя по многочисленным исследованиям, к выпуску из школы не остаётся ни одного здорового ребёнка. Что же происходит с детьми в школе?

Дети низко наклоняют голову, позвоночник кривой, зрение падает

С первого класса вашего ребенка садят на твёрдый стул, за неудобный плоский стол, обездвиживания на целых 45 минут. Учитель с первого урока погружает целый класс в процесс обучения, пропуская этапы знакомства и адаптации детей.

Но как малыш, который ещё недавно целые дни проводил в постоянном движении, сможет сидеть неподвижно целый урок, сосредоточившись на обучении? По вечерам ребёнку также приходится сидеть за домашними заданиями, низко склонившись над тетрадями.

Поэтому во многих школах России внедряют здоровьесберегающие технологии – систему мер по укреплению физического, психического и социального здоровья ребёнка.

На практике это те технологии, которые:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе: исключают стресс, создают доброжелательную атмосферу в классе.
  • Учитывают возрастные возможности ребенка.
  • Учитывают индивидуальные особенности ребёнка при обучении.
  • Обеспечивают адекватное распределение учебной и физической нагрузки.

Прочитав множество образовательных статей на тему здоровьесберегающих технологий, мы выделили 5 направлений:

1. Разминочные упражнения во время урока

Деятельность ученика не должна быть монотонной – во время урока нужно проводить разминку разных групп мышц. Дети обязательно должны вставать и делать лёгкие физические упражнения: прыжки, разминка шеи, спины, ног. Если ученики много пишут, разминка пальцев рук и кистей также обязательна. На уроках чтения и письма нужно внедрять разминку для глаз для сохранения зрения.

2. Создание положительного психологического климата в классе

Чтобы детям было комфортно учиться и в школе не было “изгоев”, нужно укреплять классный коллектив и учить школьников взаимоуважению. Этому способствуют командные задания и игры, где ребята взаимодействуют друг с другом. От учителей современные нормы требуют демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

3. Смена поз на уроке

Многочасовое сидение за школьной партой приводит не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии, заболеваниям ЖКТ и другим болезням. Учителям сложно следить за правильным положением каждого школьника за партой, поэтому режим смены динамических поз является обязательным направлением внедрения здоровьесберегающих технологий в школе.

Это методика ведения уроков и выполнения заданий со сменой положений тела школьника: стоя, сидя и иногда лёжа. Во время занятий стоя ребята выплёскивают свою энергию, двигаясь, переминаясь и пританцовывая. А когда садятся, тело отдыхает, мозг продолжает работать.

4. Состояние и оснащение учебного класса

Для эффективного обучения очень важно, в каком помещении проходят занятий. Нужно следить за чистотой кабинета, обеспечить хорошее освещение и чистый воздух, комфортную температуру, отсутствие посторонних звуков и запахов. А главное – необходимо оборудовать класс удобной мебелью, которая соответствует росту и возрасту детей.

Сейчас почти во всех школах стоят столы с плоской столешницей, а нужны парты с наклонной столешницей для чтения и письма, ведь только так дети сохранят зрение и правильную осанку! Также нужно приобрести хотя бы несколько высоких столов, чтобы дети могли чередовать занятия стоя и сидя.

5. Беседы о здоровом образе жизни

Нужно стремиться к тому, чтобы учителя на уроках периодически поднимали вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни. На уроках литературы можно разбирать рассказы о здоровье и безопасности, на окружающем мире и географии обсуждать медицину и здоровью жителей разных стран, например.

Что также значимо – это беседы о здоровье учеников с их родителями: начиная от полезных ссылок в родительских чатах, заканчивая выступлениями медицинских работников на классных часах. Каждый родитель должен понять, что лучше вложить силы в сохранение здоровья своего ребёнка сейчас, чем в будущем скитаться по врачам.

В общеобразовательных школах не уделяют времени физическому и эмоциональному здоровью детей

В современных общеобразовательных школах, к сожалению, почти не уделяется внимания здоровью детей. Единственное, что практикую некоторые учителя в начальной школе, – это короткая разминка во время урока, гимнастика для глаз и игровые формы обучения. А с пятого класса дети уже предоставлены сами себе. Именно поэтому у детей ухудшается физическое и эмоциональное здоровье, классы разделяются на социальные группы, учебный материал осваивается так плохо, что приходится нанимать репетиторов.

Вы можете решить проблему! Внедрение здоровьесберегающих технологий необходимо в каждой школе, но можно начать с малого – позаботиться об оснащении школьных классов правильной мебелью. Даже в общеобразовательных школах можно научить детей заботиться о своём здоровье.

О том, как внедрить здоровьесберегающие технологии в обучение, читайте в статье: Режим смены динамических поз: как внедрить здоровьесберегающие технологии в обучение вашего ребёнка?

Вам также может быть интересно

Трудовое воспитание и здоровьесберегающие технологии: как организован семейный центр в Ялте

«Спустя 6 месяцев видим, что дети держат спины ровнее»: интервью с директором семейной школы

«Наша задача – подойти комплексно к здоровью и обучению детей»: директор школы «Бирюза» рассказывает о растущей мебели

Правильные парты для каллиграфии для «Академии развития»: интервью с директором

«Мы ознакомились с пользой, которую приносит работа стоя»: АНО «Поколения будущего» делятся опытом покупки конторок

О чем не могут молчать художники? Настольный мольберт от Живи Стоя