“В 1968 году в СССР, перьевое импульсно-нажимное письмо было заменено на безотрывное письмо шариковой ручкой. Для проведения данной реформы никаких научных обоснований не было. Посчитали что это естественный прогресс и совершенствование.
До реформы ученики обучались письму в ДВА этапа:
1.Они овладевали отрывным письмом – на первых этапах карандашом.
2.Затем пером.
С приёмами безотрывного письма детей знакомили на более поздних этапах. Однако такой подход для реформаторов был неугоден.
Суть её заключалась в следующем:
• перо заменили шариковой ручкой и, как следствие, было введено нажимное письмо,
• упростили начертание всех букв, тем самым обеспечили идентичность строчных и заглавных букв,
• ввели безотрывное письмо букв, предполагая повысить темп письма.
Необходимость реформы обучения письму объяснялась следующим образом: «Буквы и цифры школьного письма устарели. Они не соответствуют процессу обучения, требованиям жизни, эстетическим вкусам нашего времени. Очень сложен состав элементов букв, нерациональное соединение их в целые буквы, а букв в слова. Совершенно ненужными становятся в элементах букв нажимы и волосяные линии. В заглавных буквах – различные украшения и витиеватость форм» (Ф.Г. Голованов).
Чуть позже была введена новая пропись предполагающая продление напряжений и усилий в процессе письма. Как обычно это произошло без какого-либо научного обоснования. Зато это нововведение сразу же привело к существенному ухудшению почерка учащихся, что должно было послужить весьма тревожным сигналом как для органов народного образования, так и здравоохранения, ввиду давно известного факта, что почерк – это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников (что само по себе немаловажно), но и отражение их психофизических особенностей развития.
Дело в том, что человеческому глазу свойственна ритмика, непроизвольных микродвижений. Ранее эта неуловимая пульсация соответствовала нажиму перьевой ручки, процесс письма был гармоничен с физиологическими особенностями пишущего. При этом такое нововведение как безотрывная пропись входит в конфликт с ритмикой зрительного анализатора, и организм, дабы приглушить дисгармонию, вынужден вовлекать в работу дополнительно и избыточно мышцы не только самого глаза, но и головы, верхнего плечевого пояса, других частей тела. На юном неокрепшем организме школьника подобные нагрузки сказываются весьма отрицательно.
Подводя итог, можно сказать, что реформа в виде отмены перьевого письма и замена его на шариковую ручку (в начальной школе) является СКРЫТЫМ МЕХАНИЗМОМ, КОТОРЫЙ ПОДАВЛЯЕТ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ и способствует возникновению статистических нагрузок, которые негативно влияют на психофизическое здоровье учащихся.
Для профилактики возникновения у детей во время письма статических нейромышечных напряжений, рекомендуется применять импульсно-нажимное письмо перьевой ручкой – универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированной тонкой моторики рук. По мнению И.М. Сеченова «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности: становление речи, проявление всех познавательных процессов. Следовательно, правомерно предположить о целесообразности понятий развивающей работы с детьми по восходящему вектору ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ, а не наоборот.
Исследования М.М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Доказано, что дошкольный возраст является сенситивным в развитии речи ребёнка, при этом требования к развитию речи, при выходе ребёнка из детского сада, предъявляются почти такие же как к речи взрослого человека, что ещё раз доказывает необходимость поиска расширения диапазона средств речевого развития.
В связи с этим, под руководством В.Ф. Базарного группой учёных были проведены исследования по сравнительной оценке влияния на функциональное состояние детей различных способов письма, осуществляемых с помощью перьевой (импульсно-нажимного письма пером) и шариковой ручками.
Эксперимент проводится на базе детского комбината г. Краноярска. За основу были взяты стандартные прописи. При этом анализировались следующие показатели: состояние зрительно-ручной координации, уровень напряжённости в письме, а также зрительные функции.
Анализ полученных данных позволил установить следующее. Как в начале, так и в конце учебного года во время письма перьевой ручкой наблюдалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции, в то время как при письме шариковой ручкой, наоборот, – к её сокращению.
Большой практический интерес представляет тот факт, что в группе детей, обучающихся письму посредством по средствам перьевых ручек, наблюдалось существенное улучшение зрительно-ручной координации по сравнению с контрольными группами (на 20.0%, Р<0’05).
Таким образом, процесс овладения навыками письма посредством перьевой ручки совершенствует состояние зрительно-ручной координации, а также способствует тем самым экономизации энергетических затрат в процессе письма, что является важным моментом в профилактике напряжённости и утомления учащихся.
На перьевое письмо можно посмотреть ещё с другой стороны, о которой знает узкий круг специалистов в области психофизиологии. Акт письма перьевой ручкой (импульсно-нажимное письмо с применением чернильницы) можно рассматривать как своеобразный «тренажёр», который позволяет развивать и поддержать эффективность работы на высоком уровне сразу несколько систем организма, которые в значительной степени способствуют развитию психических функций, а так же стимулируют развитие органов зрения. Так же перьевое письмо развивает крупную и мелкую моторику, а так же пластику движений. Кроме того перьевое письмо позволяет преодолевать психическое напряжение и стресс, которые могут возникнуть во время урока. Всё это происходит за счёт ритмичных движений плечевого пояса руки, глаза, пальцев рук, шеи. Все эти группы мышц задействованы, когда человек подносит перо к чернильнице, макает его туда, вынимает и несёт к листу бумаги, чтобы написать несколько символов.
На первый взгляд ничего особенного в эти моменты не происходит, однако, это не так. В течение времени, когда человек подносит перо к чернильнице его движения плавные, затем он должен в неё попасть пером (это координация движений), затем он должен макнуть перо в чернила – эта та же пластика и координация. Донести каплю на кончике пера до листа, это тоже непростая задача (аккуратность). За любым неловким или резким движением тут же может последовать клякса. В момент письма, нужно аккуратно регулировать степень нажима. Таким образом, в процессе письма пером человек, с одной стороны, наиболее сконцентрирован, с другой он не утомляется, так как все его органы и системы работают в наиболее подходящем (индивидуальном) для человека ритме. Необходимо заметить, что при всех операциях зрительный сканер (органы зрения) работает в наилучшем режиме.
За время всего одного урока школьник может сделать сотни и даже тысячи различных движений, каждое из которых через моторику и концентрацию внимания развивает его мозг и зрение. Трудно себе представить какое-либо иное упражнение, которое было бы столь эффективно и полезно для растущего организма.
Учитывая все описанные выше особенности, а так же с целью развития психомоторной системы «глаз-рука» и формирования утончённого художественного чувства у младших школьников В.Ф. Базарным были разработаны экологические (художественно-образные каллиграфические) прописи, а так же комплекс дополнительных упражнений. С их помощью дети в оптимальном для них режиме могут осваивать навык импульсно-нажимного письма перьевой ручкой”.
Текст взят из описания программы В.Ф. Базарного: “Массовая первичная профилактика школьных форм патологий, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах”).
Автор слайдов В.Н. Вознесенский (команда “Пермский Концептуал”).