Человек, у которого стопы не подвержены деформации, имеет два выраженных свода – поперечный, расположенный под основаниями пальцев и продольный, который идет вдоль стопы. Эти своды возникли у людей в ходе эволюции и имеют важнейшую функцию – дают возможность удерживать равновесие, стоя на двух ногах, и амортизируют тряску тела при движении. И сама стопа и своды находятся под постоянной нагрузкой, поскольку на них давит вес человеческого тела.
– постоянно сидячая учеба/работа, малоподвижный образ жизни. В этом случае мышцы и связки стопы слабеют, ведь в течение долгого времени они не оказываются задействованными;
– избыточная нагрузка – постоянное ношение некачественной обуви, обуви на высоком каблуке, постоянно стоячая работа, профессиональный изнуряющий спорт (а не физкультура) – могут привести к негативным последствиям для мышц ног, связок стоп, и как следствие к развитию плоскостопия;
– последствия резкого увеличения массы тела, которое происходит во время беременности или как фактор эндокринных заболеваний.
Проявление заболевания может начинаться вполне безобидно. Сначала это только периодическое чувство усталости и тяжести в ногах. Поэтому возникает нежелание совершать длительные прогулки. Затем человек замечает дискомфорт при надавливании на стопу или во время надевания, казалось бы, привычной обуви. И все чаще вечерами отекают ноги. Между тем это все — признаки плоскостопия первой степени. Помимо дальнейшего развития самого заболевания возможно варикозное расширение вен и варианты подагрических изменений костей пальцев. По мере игнорирования первых симптомов, плоскостопие начинает проявляться постоянными и интенсивными болями в области голеней и лодыжек.
Вторая степень заболевания заметна тем, что походка уже теряет плавность, ходить человеку становится тяжелее и любая нагрузка на ноги вызывает мучение. Поскольку в этот момент тело самостоятельно пытается перенаправить нагрузку с больных мышц и связок стоп на другие пока здоровые участки, то начинают проявляться боли в коленных и тазобедренных суставах, ведь они не предназначены для серьезного давления и начинают быстро изнашиваться. Теперь любое простудное заболевание может стать толчком к развитию артрита и артроза суставов.
Третья степень плоскостопия уже не может быть незаметной, деформация стопы становится ярко выраженной, частые отеки и боли в суставах приводят к тому, что даже преодоление короткого расстояния внутри квартиры человеку дается с большим трудом! И по улице ходить в обычной обуви больше не получится, придется подбирать ортопедические ботинки. В результате того, что тело все равно пытается как-то амортизироваться при ходьбе, начинает проявляться искривление позвоночника — лордоз, кифоз, сколиоз. А это тянет за собой изменения внутренних органов, например, диафрагмы — возникает одышка, сдвинутые позвонки могут влиять на работу сердца, нарушать проходимость кишечника. А если во время продолжающегося искривления позвоночника будет пережат нерв, то дальнейшая активная жизнь даже молодого больного навсегда перечеркнет инвалидность.
В.Ф. Базарный (из книги “Детя Человеческое”): «Известно, что важной характеристикой развития опорно-двигательной системы, в том числе детородного таза, является состояние стопы. Выполненными под нашим руководством исследованиями было выявлено, что у школьников всех возрастных групп преобладала уплощенная стопа (индекс Фридланда — менее 29,0). О том, что именно сидяче-обездвиженный режим обучения, как доминанта образа жизни детей, оказал деструктивное влияние на развитие стопы, указывает следующий факт. Среди первоклассников индекс Фридланда оказался выше, чем среди учащихся третьих классов, а среди учащихся третьих классов — выше, чем среди старшеклассников. А ведь известно, что только развитая стопа, создавая при ходьбе эффект пластичной «рессорности», поддерживает всю «конструкцию тела» в подвижно-волновом колебательном состоянии. Уплощенная же стопа — это напряженно-закрепощенная подвижность суставов нижних конечностей. Это закрепощенное развитие всей телесно-мышечной локомоторной системы, в том числе мышечных систем родоразрешения.
В целом выполненные работы показали, что систематическое пребывание детей в процессе учебы в телесно обездвиженной сидяче-согбенной позе на фоне напряженно скованной походки (из-за уплощения стопы) оказались основой для развития в современной цивилизации описанного В. Райхом синдрома «телесно-мышечного панциря», или описанного нами в 2001 г. синдрома прижизненной мумификации тела (СПРУТ). Это глубоко недоразвитое тело, в котором «гибкая молодость» сразу трансформировалась в «тугоподвижную старость» с присущими ей недугами и болячками”.
В течение урока каждый ребёнок может применять свой массажный коврик из естественных материалов (резину не использовать).
Массаж стоп, за счёт стояния учащегося на массажном коврике, во время работы за конторкой в течение урока оказывает оздоровительный эффект на весь организм ребёнка в целом. Это связано с тем, что на стопах человека имеется проекция всех его внутренних органов, которые произвольно массируются при организации учебных занятий в режиме динамических поз. Кроме того, использование массажного коврика во время урока является прекрасным средством от плоскостопия, при этом общее физическое состояние детей во время уроков существенно улучшается, так как регулярное массирование ступней ног активизирует находящиеся на них биологически активные точки, что стимулирует иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма.
Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, перекатываться с пяточки на носочек во время физкульт минуток которые организуются учителем в течении каждого урока.
Многие родители с большим удовольствием изготавливают массажные коврики для детей своими руками. При этом они не редко используют различные виды ткани в сочетании с другими элементами (солома, хлопок, шерсть и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетённый из деревянных шариков («бусинок»).