Как выбрать парту, за которой школьник будет «сидеть стройно и вести себя достойно»? Каких ошибок следует избегать при выборе парты для школьника? Топ-5 ошибок выделила Елена Журавская, филолог, кандидат педагогических наук, частный преподаватель русского и польского языков.
Парта — это не только основной элемент мебели в жизни школьника. Парта — это символ новой жизни, символ перехода из детского, дошкольного состояния, к младшему школьному. И от образа школьной парты, сформированной в сознании родителей дошкольника, зависит успешность малыша не только в учебе, но и в других сферах.
Вспомним стихотворение Самуила Маршака, знакомое нам с детства: «Парта — это не кровать, и нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно».
Больше половины российских школьников страдают от функциональных изменений позвоночника, 8% — от необратимых. Но не все так плохо: на данные статистики мы можем влиять. Для профилактики сколиоза стол должен быть отрегулирован по росту ребёнка — на уровне солнечного сплетения. Большинство столов и парт имеют стандартную высоту — 75 см. Представьте, занимается 11 лет за одним и тем же столом, регулярно нагружая позвоночник.
Михаил Дудин, заслуженный врач России, возглавлявший более 20 лет центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» в Ленобласти подчеркивал важность работы за «растущей партой»: «Парта с регулировкой высоты прослужит ребёнку весь период обучения и будет лучшей профилактикой проблем позвоночника, внутренних органов, нервной системы. Ребёнку должно быть максимально комфортно».
Выбирайте стол с возможностью регулировки высоты. Помните: профилактика доступнее лечения.
«Чем старше школьник, тем активнее динамика близорукости». — сделали вывод офтальмологи. Во время обучения близорукость увеличивается в 16 раз. Среди выпускников обычных московских и питерских школ миопия достигает 25%, лицеев и гимназий — 50%. Специалисты рекомендуют как профилактику снижать зрительную нагрузку.
Как снизить зрительную нагрузку, когда учебная растёт?
Влияние школы на развитие близорукости начал изучать Фёдор Эрисман, он создал парту с углом наклона столешницы. Эрисман доказал: занимаясь за горизонтальным столом, школьник видит лист в форме трапеции — то есть в искаженном виде, это негативно влияет на зрение. Прогрессирует близорукость.
Идею Эрисмана подхватил реформатор Пётр Столыпин, который начал массово обучать крестьянских детей базовым наукам — так чистописание и чтение стали доступны людям из народа. В импровизированных школах не всегда было тепло и светло, но почерк был прекрасный, а проблема зрения массово не вставала.
Обращайте внимание на модели с регулировкой угла столешницы. Так вы снизите риск ранней близорукости у ребёнка. Для письма используем угол 15°-17° градусов, для чтения — 30°-34°.
Начну с небольшой истории. Алиса написала письмо Деду Морозу, он услышал ее молитвы и подарил смартфон. Алиса поверила в чудо, скачала популярное приложение и вычеркнула из своей жизни математику.
Настойчивый голос учительницы разрушил магию чисел — по математике у Алисы выходила устойчивая «двойка», устойчивая, как вера в бесконечно доброго старика с бородой, раздающего телефоны «за так». Телефон и вера были заблокированы одномоментно: ты недостойна этого подарка, он очень дорогой, сказала мама. Телефон убран в секретное место.
Давайте разберёмся. Дошкольник становится школьником и его основная деятельность меняется. У дошкольника — это игровая, у школьника — учебная. На этапе перехода ребёнок нуждается в помощи. Вместе составьте распорядок дня, закрепите его над рабочим столом, подчеркивайте ценность самоконтроля. Обязательно включите в план активности и игры.
Организуйте ребёнку отдельное рабочее место для домашних заданий и чтения. Помните, компьютер, планшет или телефон — это игрушки, которые отвлекают от занятий. Не стоит вводить в искушение вчерашнего дошкольника. На парте не должно быть ничего, кроме тетради, учебника и канцелярских принадлежностей.
Определите место постоянного хранения гаджетов — они доступны школьнику, но только после выполнения уроков. Разместите их в кабинете или гостиной, любом общем пространстве. Воспитание младшего школьника — это очень тонкая грань между контролем и доверием, на этом этапе важно научиться договариваться с ребёнком.
Функциональное зонирование пространства поможет ребёнку взрослеть с наименьшим стрессом. Это мой рабочий стол — здесь я делаю уроки. Это стол с ноутбуком — здесь я в свободное время играю в игры.
И снова пример. Шёл урок и Алиса тоже шла. Урок шёл своим чередом — объясняли что-то важно про чередование гласных или согласных. А Алиса прогуливалась поочередно вдоль рядов. «Почему ты ходишь по классу, Алиса? Быстро сядь на место! Или я позвоню твоей маме!» — «Я очень устала сидеть. Можно я немного похожу?».
От рождения дети очень активны, открыты и любознательны. Но с 7 лет мы приучаем их к малоподвижному образу жизни — школа, репетиторы, автомобиль, телевизор или планшет, прогулки по выходным. Гиподинамия стала синонимом нашего времени и источником большинства болезней, предпосылки которых закладываются в детстве.
«Когда сидишь, вся нагрузка идёт на позвоночник, — поделилась со мной своим опытом Ксения Мартиросова, психолог, фитнес тренер, создатель уникальной методики коррекции веса, — сидя нарушается кровоснабжение в нижних конечностях, появляются боли в шее, в плечах, появляется варикоз, возникает эмоциональное напряжение, геморрой. Вряд ли работа стоя существенно решит проблемы, но чередование сидя-стоя позволит купировать их развитие. Кстати, стоя организм тратит на 100-150 калорий в час больше, чем сидя».
Выбирайте растущие парты, это позволит работать в режиме динамических поз — сохранять подвижность, оставаться здоровыми и получать удовольствие от обучения.
В нескольких школах Москвы прошёл интересный эксперимент. Желая проанализировать влияние цвета на работоспособность школьников, преподаватели и студенты университета использовали тест Люшера, данные медицинских карт, наблюдения и опросы. Позже школы — участницы эксперимента — получили рекомендации по оформлению классов.
Выявлено, что зелёный — физиологически оптимальный цвет, он уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени, на продолжительное время повышает двигательную активность.
Семантически близкие образы к слову «зелёный» — весна, свежесть, природа, человек. Этот цвет успокаивает, расслабляет, понижает уровень стресса, повышает умственную активность, концентрацию внимания, осознанность и экологичные отношение к себе.
Статью подготовила Елена Журавская, филолог, кандидат педагогических наук, частный преподаватель русского и польского языков.